Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей в условиях современного учреждения дошкольного образования» (из опыта работы)

Дата: 5 мая 2022 в 12:44, Обновлено 7 июля 2022 в 15:38
Автор: Алеюн Т. А.
<pre style="text-align: right;"> Материал подготовил: </pre> <pre style="text-align: right;"> Дикович Елена Александровна,</pre> <pre style="text-align: right;"> воспитатель дошкольного образования</pre> <pre style="text-align: right;"> высшей квалификационной категории.</pre> <pre style="text-align: right;"> </pre> <pre> Дети любят, очень любят рисовать!</pre> <pre> На бумаге, на асфальте, на стене</pre> <pre> И в трамвае на окне! </pre> <pre> Э.Успенский</pre>

         Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная деятельность способствует формированию основ эстетической культуры, развивает изобразительные и конструктивные способности, воспитывает ценностное отношение к искусству.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Во время образовательного процесса с воспитанниками, я стараюсь быть примером нравственного поведения, разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции. При подготовке к специально организованной деятельности, уделяю особое внимание при выборе наглядного, раздаточного материала, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей.

Систему педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленную на эстетическое развитие, реализую в четырех направлениях:

специально организованная деятельность;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей;

взаимодействие с семьёй.

В первой младшей группе особое внимание уделяю формированию навыков правильно держать кисточку, карандаш, фломастер, рисовать простые линии и формы. Освоив минимальные изобразительные умения, у ребёнка формируются навыки изображения на бумаге элементарных образов. В специально организованную деятельность с воспитанниками активно включаю сюрпризные моменты, сказочных персонажей, что в данном возрасте значительно повышает интерес к играм-занятиям. Во время рисования, я рассказываю о явлениях природы, животном и растительном мире, о волшебном мире сказок. Соответственно теме подбираю наглядный материал, пальчиковые игры для развития моторики. Готовые работы мы вместе с детьми рассматриваем, обсуждаем. Стараемся найти уникальные, необычные.

Моя задача как педагога – не нарушая замысла ребенка, оказать помощь, если в этом есть необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п. Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Очень любят дети экспериментировать с изобразительными материалами и техниками. С этой целью я организовывала игры, эксперименты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой. Также в своей работе я использовала нетрадиционные техники изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая живопись, крупами, печатками, кляксография, ниткография и другие. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше.   Проводила такие ситуации, как «Прятки в отпечатке» – дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого-либо образа, для малышей рисовала круг – солнышко, а лучи рисовали ладошками, а также в создании творческой работы предлагала сочетать рисование с аппликацией, лепку с аппликацией «прием торцевания».

На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У воспитанников я формировала мотив – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие».

Одно из важнейших условий развития детского творчества – взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей: «Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы рисования», «Современные изоматериалы в работе с детьми дошкольного возраста», «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики», «Как организовать домашнюю лепку и рисование». Вовлекала родителей в активную творческую совместную деятельность. Результатами этой деятельности стали выставки, проводимые в яслях-саду.

В группе создала «центр творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами, материалами для изобразительной продуктивной деятельности: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, бросовый, декоративный материал и т.д. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием работают с различными материалами. В группе есть наглядно-дидактические пособия и игры. Все материалы и игры находятся в доступном для детей месте. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно-творческих способностей осуществляю через создание игровых ситуаций, на одних – дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом.   Большой потенциал для развития художественно-творческих способностей – проявление самостоятельности и активности детей, инициативы и аккуратности детей: поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности.

Перспектива моей педагогической деятельности: разнообразить и усложнить техники нестандартного развития творческих способностей. Ввести ранее не используемый материал для рисования. Продолжать изучение методической литературы, развивая свои творческие способности, накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.