ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности учреждения дошкольного образования является одним из условий эффективной организации образовательного процесса. Никого не удивишь наличием ноутбука и компьютера. Это не модные аксессуары, а необходимые и эффективные средства повышения качества образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы – это не только компьютеры и их программное обеспечение с выходом в интернет, но и интерактивный стол, интерактивная песочница, стол для рисования песком, проекционный экран, мультимедиа. Данные средства содействуют получению информации и организации эффективной коммуникации, развитию личности обучающегося, решению актуальных проблем семейного воспитания, виртуализации информирования для развития социального партнерства, поддержки эффективной обратной связи с родителями, педагогами и другими заинтересованными.
Сегодня цифровые образовательные ресурсы позволяют показать воспитанникам информацию на экране в игровой, доступной форме, которая соответствует наглядно-образному мышлению и вызывает огромный интерес, привлекает внимание детей движением, звуком, мультипликацией, способствует развитию у детей исследовательских способностей, познавательной и речевой активности.
С целью реализации задач мы решили уделить особое внимание использованию цифровых образовательных ресурсов в рамках образовательной области учебной программы дошкольного образования «Развитие речи и культура речевого общения». В работу над творческим проектом могут быть вовлечены все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Взаимодействие с воспитанниками по использованию электронных образовательных ресурсов в учреждении дошкольного образования осуществляется в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Особое внимание уделено индивидуальной работе по всем компонентам образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения». Выбор форм, методов и средств обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и определяется педагогическим работником самостоятельно на основе сформулированных учебной программой дошкольного образования требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе активно используется в работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития на пункте коррекционно-педагогической помощи, специальной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Посредством использования электронных образовательных ресурсов предусматривается логическое продолжение закрепления материала по речевому развитию воспитанников, изучаемого на коррекционно-педагогических занятиях с учителем-дефектологом, а также осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности с воспитателем дошкольного образования. При этом использовать информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы следует вариативно в сочетании с другими средствами. В связи с этим педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Постоянно совершенствовать свои навыки, оперативно работать с информацией, пользоваться электронной библиотекой, обновлять свое портфолио. Таким образом, актуальной становится необходимость компьютерной грамотности, наличия у педагогов, осуществляющих образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования информационно-коммуникационной компетентности.
С целью совершенствования образовательного процесса в своей деятельности планируем использовать следующие методы:
1. Интерактивная игра. Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре. Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум. Развивает слуховое внимание, навыки связной речи, лексико-грамматические категории. Совершенствует фонематические процессы, звукопроизношение. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, различать и выделять их, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Преимуществом интерактивной игры является повышение активизации непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала; развитие мелкой моторики детей за счет управления мышью и работой с клавиатурой или касанием сенсорной панели на интерактивном столе. Развивается совместная координированная деятельность зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей (возможно проведение индивидуальной работы). Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь;
проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции;
в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников;
по окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс интерактивных игр по речевому развитию воспитанников позволяет развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствует активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяет словарный запас и кругозор детей, увеличивает речевую активность, формирует навыки грамотной речи.
3. Игры в программе LearningApps.org позволяют непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать насыщенные игровые упражнения с мультимедийными эффектами, оформленные в единый модуль. Существующие модули могут быть непосредственно включены в образовательный процесс, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью данного приложения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Ценность и интерактивность данных игр заключается в возможности воплощения любых ваших идей, отражающих потребности детей, и реализации их посредством мультимедийного инструментария LearningApps.org.
Кроме того игры на платформе LearningApps.org помогают развитию способности принятия собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формирования навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развития мелкой моторики, мышления и речи; формирования элементарных представлений из области математики, предпосылок грамотности; развития воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формирования навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывать интересы и чувства других, сопереживать, разрешать конфликты; умения подчиняться различным правилам и социальным нормам, различать реальную и условную ситуацию. Более того, с помощью данных упражнений решаются задачи формирования представлений о цвете, форме, пространственных отношениях и. т.д.; умения выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; умения согласовывать замыслы и действия со сверстниками; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; развития ориентировки в пространстве, конструктивного мышления, воображения; формирования начальных знаний из области естествознания и ценностного отношения к миру природы.
Таким образом, интерактивные обучающие модули LearningApps.org позволяют решать разнообразные задачи в рамках профессиональной деятельности педагога.
4. Интерактивная песочница – это новейшее оборудование для интересного и разностороннего развития детей дошкольного возраста, которая создаёт на песке эффект виртуальной реальности. Учебно-методическое обеспечение интерактивной песочницы позволяет педагогу:
организовать различные игры с воспитанниками;
осуществлять дифференцированный выбор игровых методик и проводить образовательно-развивающую, психолого-педагогическую работу с детьми, уделив особое внимание речевому развитию;
овладеть навыками применения инновационных методик коррекционной работы с воспитанниками с особенностями психофизического развития.
Цель интерактивной песочницы – развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики, сенсорного восприятия, речи.
В интерактивную песочницу включены базовые режимы, которые условно можно разделить на:
развивающие (формируют общие умственные способности, содействуют эмоциональному развитию, развивают фантазию, воображение);
обучающие (формируют представления, расширяют и укрепляют знания по образовательным областям);
логические (развивают навыки логического мышления);
игры-забавы (представляют возможность развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть результат в виде движущихся картинок).
Игры с использованием интерактивной песочницы способны оказывать влияние на формирование психических познавательных процессов, личностных качеств и речевых навыков, которые являются необходимыми для дальнейшего обучения в школе:
более раннее формирование важнейших операций мышления – обобщение, классификация;
развитие памяти и внимания детей;
формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов;
развитие моторики рук и мелкой мускулатуры;
развитие сенсорных способностей;
воспитание целеустремлённости и сосредоточенности;
активное развитие воображения и творческих способностей;
более активное пополнение словарного запаса.
Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования в учреждении дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает системность и культуросообразность организации образовательного процесса в рамках речевого развития. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребенка с позиции партнерства.
Тематический подход к планированию предусматривает разработку педагогами тем с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познания природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и других; конспектов занятий с использованием интерактивного оборудования; комплексов занятий, в которые включены интерактивные модули, презентации, развивающие упражнения.
Электронные образовательные ресурсы – это только часть комплекса дидактических средств, применяемых педагогами на занятиях, в том числе и на коррекционных. Их эффективно использовать на итоговых занятиях по лексическим темам. Здесь в качестве главной выступает цель – обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Однако нельзя использовать электронные образовательные ресурсы на каждом занятии, так как при их подготовке и организации и от педагогического работника, и от детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем обычно, кроме того, при частом использовании у воспитанников теряется к ним интерес.
Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании строго регламентируется Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования»:
5. Создание образовательного блога на платформе Blogger «Электроник» – эффективное использование технических средств и информационных ресурсов, комплексная (информационная, научная, учебно-методическая и консультационная) поддержка педагогических работников. В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации.
Образовательный блог предоставляет участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и повышению квалификации сотрудников образовательного процесса.
При правильной организации его функционирования возможно обеспечить обратную связь, предполагающую, с одной стороны, своевременную методическую помощь, с другой – предоставление возможности делиться опытом. В дистанционной форме, на Google Диске, через совместный доступ можно создавать презентации, интерактивные игры, анкеты, опросы, тесты и другое.
Доступ ко всем материалам, размещённым в облачном хранилище, позволит многократно обращаться к их содержанию, изучать в электронном виде, распечатывать, использовать при подготовке к занятиям, методическим мероприятиям, в работе с законными представителями воспитанников.
Таким образом, образовательный блог «Электроник», предполагающий использование возможности облачных сервисов, создаёт возможность доступа к необходимой информации. Активное использование данного ресурса будет способствовать совершенствованию педагогического мастерства посредством повышения эффективности процесса самообразования.
Реализация данного проекта путём внедрения цифровых ресурсов для совершенствования образовательного процесса по речевому развитию воспитанников в учреждении дошкольного образования предоставит возможность качественно обновить образовательный процесс в данном направлении, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду. Позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для воспитанников, но и для педагогических работников.