С какого возраста и с какими проблемами
можно обращаться к учителю-дефектологу?
Консультация учителя-дефектолога необходима, если ребёнок:
- Испытывает трудности в движении. При нормальном развитии ребёнок постоянно двигается, прыгает, бегает, требует внимания. Затем ребёнок устаёт и садится играть в спокойные игры. Требуется помощь специалиста, если тело ребёнка находится в постоянном движении, не может усидеть на месте. Попытки усадить и занять спокойными играми оборачиваются истериками. В данном случае наблюдается повышенный тонус мышц и постоянное возбуждённое состояние головного мозга ребёнка (мозг требует постоянного движения, иначе нервные импульсы перестают поступать в его разные отделы).
- Не умеет играть. Зацикленность. К трём годам, при нормальном развитии, ребёнок накапливает большой опыт. Он может различать характеристику предметов: их цвет, материал, размер и другие детали. Также может по-разному играть с одним и тем же предметом -- придумывать правила, сюжет и роль. Ребёнку требуется помощь, если он не может сконцентрироваться на одной деятельности более 2-3 минут, действия носят цикличный характер (стучит, бросает предметы, расставляет в ряд), попытки переключить на другую игру встречаются плачем, в процессе игры не рассматривает предметы, а ломает, бросает или ставит их в ряд.
- Не понимает инструкцию, отказывается её выполнять. Ребёнок не всегда слушается родителей и это нормально. Но с ним всегда можно договориться, переключить его внимание на другие предметы, окружающий мир.э Требуется помощь специалиста, если ребёнок на просьбу выполнить задание убегает, прячется, закатывает истерику.
- Медленно думает, плохо понимает причинно-следственные связи. Чтобы установить причинно-следственные связи, ребёнок задаёт вопросы, интересуется окружающим миром. К четырём годам ребёнок может ответить на простые вопросы: Как прошёл день? Чем занимались в садике? Ребёнок может построить развёрнутое высказывание. Требёется помощь специалиста, если ребёнок плачет при непонятном для него вопросе, не понимает, что нужно делать во время игр, плохо отвечает на простые вопросы. Ребёнок нервничает и не может выразить свои эмоции, давая задания ребёнку требуется время и многократное повторение, так как большая часть информации пролетает "мимо ушей", ребёнок постоянно просит помощи, не проявляя самостоятельности.
- Ребёнок находится в "своём мире". В раннем дошкольном возрасте ребёнок может так увлечься игрой, что не обращает внимания на окружающих, но стоит с ним заговорить или коснуться рукой, и он может переключиться на другую деятельн6ость. Следует обратиться к специалисту, если ребёнок плохо реагирует на прикосновения и нельзя достучаться до ребёнка, пока он занят. Ребёнок постоянно играет в монотонные игры ( бросает игрушки, бегает по дому, расставляет предметы в ряд), ребёнка не интересует, что происходит вокруг него.
- Отказывается учиться и плохо запоминает информацию. С раннего возраста у ребёнка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползёт к интересным ему предметам, рассматривает их и тянет в рот. К четырём годам можно уже чётко определить область интереса ребёнка. Через познавательный интерес у ребёнка формируется память. Требуется помощь специалиста, если ребёнок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Ребёнок длительное время не может запомнить новые слова, не может досказать небольшие простенькие стихотворения. При изучении чего-то нового ребёнок торопится, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче.