Тест
«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad3braslav/library/Тест.doc
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ИЛИ
ПОЧЕМУ ХОРОШО ИГРАЮЩИЙ ДОШКОЛЬНИК БУДЕТ
УСПЕШЕН В УЧЁБЕ?
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться
Венгер Л.А.
Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступлении в учебное заведение? Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, считать и писать. Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии. Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Психологическая готовность ребенка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.
Социальная готовность ребёнка к школе подразумевает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.
Речевая готовность ребёнка к школе предполагает сформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Какие же можно дать родителям советы по подготовке ребенка к школе:
Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.
2. Во-вторых, учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.
3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.
4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.
5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!
7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?" Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.
8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.
9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?", слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.
10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.
11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится", решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.
12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.
13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.
14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.
15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.
16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.
Что должен уметь ребенок к 7 годам.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
- Основные цвета;
- Дни недели;
- Месяцы;
- Времена года;
- Понятия «право - лево»;
- Основные профессии;
- Домашних и основные виды диких животных;
- Детенышей животных;
- Знать зимующих и перелетных птиц;
- Виды транспорта;
- Уметь ориентироваться на бумаге;
- Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
- Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
По математике ребенок должен знать:
- Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
- Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
- Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- Уметь соотносить цифру и число предметов;
- Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь.
Ребенок должен уметь:
- Пересказывать простое услышанное произведение;
- Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
- Знать стихотворения;
- Сочинять сказки;
- Отвечать на поставленные вопросы;
- Делать какое-либо задание по образцу;
- Уметь описывать картинку по памяти;
- Запоминать до 10 увиденных картинок;
- Заканчивать предложения;
- Находить лишнюю картинку или слово;
- Уметь отгадывать загадки;
- Группировать предметы по признаку.
Навыки письма. Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:
- Обводить картинки по контуру
- Обводить печатные буквы по контору
- Правильно держать ручку в руке
- Копировать геометрическую фигуру по клеточкам
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!